05.04.2021 12:00:00, Концертный зал у Финляндского
«Праздник русской музыки»

И вот наконец Фестиваль музыки для баяна и аккордеона в Концертном зале у Финляндского! Он проходит ежегодно с 1985 года и от традиции, несмотря ни на что, и сейчас не отступили. На этот раз состоялся концерт Государственного Академического Русского оркестра имени Василия Васильевича Андреева в честь его 160-летия под руководством заслуженного артиста России дирижёра Владимира Фонина с программой «СОЛО для БАЯНА». По традиции концерт был открыт чарующим вальсом Андреева, а затем вышел на сцену наш несравненный баянист Виктор Дукальтетенко и сыграл с оркестром пьесу «Весна» из знаменитого цикла «Времена года» Вивальди. Баян – и итальянцы? Но баян в талантливых руках изумительно передает журчание ручья и пение птиц, у нашего баяниста он звучал, казалось, как орган... Наши народные инструменты: баян, балалайка, домра, гусли вместе с флейтой и гобоем передают все оттенки чувства – от буйной радости до нежной печали, а душевная щедрость русского народа объемлет свойства и порывы различных народов с той уникальной всемирной отзывчивостью, о которой говорил Фёдор Михайлович Достоевский. Так что Вивальди теперь вполне наш.
Сразу был задан высочайший градус мастерства, и сочинения русских композиторов для баяна с оркестром звучали поэтично, тонко, изысканно – «Русская метелица» Шалаева, вальс «Когда оживают ручьи» Шахнова. Виктор Дукальтетенко – само воплощение русского лиризма; казалось минутами – на сцене сам Есенин в поэтическом самозабвении изливает душу. Очаровал всех элегический вальс-фантазия Шалаева. Анданте Чайкина было посвящено безвременно ушедшим в этом трагичном году музыкантам, минуту молчания оттенил замирающий звук в конце Анданте – тихое погружение в вечность...
Оркестр познакомил нас с современными композиторами. С большим интересом было встречено сочинение известного композитора, обладателя престижных наград профессора Альбина Репникова «Семь пьес, для солирующих инструментов с оркестром» 1966 года. Сочинение представляет ХХ век во всём его многообразии. Эта вещь видится звучащей в стиле великого Шостаковича, но с красноречивым включением фольклорных, танцевальных мотивов. Ведь творчество Репникова тесно связано с народными инструментами, а сам он был обладателем своего рода «баянного Оскара». Великолепные «Семь пьес…» показались мне более лиричными и жизнерадостными, чем у нашего трагического гения...
Вспомнили также замечательного баяниста Владимира Кузнецова, Виктор Дукальтетенко оживил своей виртуозной игрой сохранившийся баян ушедшего коллеги...
Состоялся настоящий праздник русского искусства.
Ольга Щербинина 3 апреля 2021